«Дженни Герхард» Драйзера: учимся любить и жить

Собственно, ради «Дженни Герхард» Теодора Драйзера, американского писателя, более известного по романам «Американская трагедия», «Финансист» и другим, я даже горячо любимые гаджеты и собственную личную жизнь забросила! Сладко так погрузилась в мир позапрошлого столетия, когда избалованные аристократы нет-нет, да влюблялись в хорошеньких и таких всегда почему-то добреньких девушек из народа. Даже о работе, вечно трындящем телефоне и проблемах, которые с завидной регулярностью сами себе от скуки выдумываем, напрочь забыла. Что же в этом четырехсот страничном романе 1911 года оказалось такого захватывающего?




Подумаешь, очередная наивная девушка, Дженни, наша героиня, отдает все самое свое женское, ценное, потому что любит, а потом за это расплачивается беременностью и пересудами общества, будто в первый или последний раз! Ну а он, ее принц, герой, любит, обещает, как всегда, жениться, и, что за ирония судьбы, умирает. Потом появляется второй, история практически повторяется, только новый ухажер не умирает, а выбирает деньги, положение в обществе, жизнь по собственным привычкам, в жены берет другую, женщину своего круга. Что тоже вполне предсказуемо и логично, особенно для нашего циничного века. Да и на самого Драйзера с его историями выживания личности и «плохим концом» что в «Сестре Керри», что в «Гении», что в других романах очень похоже.

Хм, может, моя рефлексирующая душа за трудности, переживания (смерти ребенка, в частности) зацепилась, нашла, так сказать, сестру по страданию, обездоленную, вечно обиженную судьбой и другими людьми девушку? Дженни ведь постигло столько несчастий, что она все время жила в ожидании какой-нибудь беды… Не, не, это тоже вряд ли. Отождествления с героиней не происходит. Категорически исключается! Тем более размазывание сопель в корне не соответствует игривому настрою Дорожанки, с радостью разделяющей ныне модные мантры по деланию собственного счастья своими же руками. Ну а в чем же тогда дело?

В любви!

В самой сути чувства, характере, которое невольно уловил и описал гений Драйзера. Ведь каждый, кто любил, точнее, думает, что любил, знает, что чужая душа – неопреодолимая, но такая манящая стена. А любовь побеждает все только в сказках, на деле же важнее оказывается все, что угодно, кроме любви. И имеются в виду не столько деньги и социум с его требованиями как таковые, сколько человеческий характер. Как ни люби другого, свои привычки, цвет кожи, вкусовые предпочтения, например, изменить сложно. И еще очень большой вопрос, возможно, нужно ли. Лестер и Дженни, герои Драйзера, например, не смогли. Точнее, любовь-то они сохранили, но ценой расставания. Интересно, а мы бы как в их ситуации поступили?

Конечно, кажется, в современном мире сами «обстоятельства» иные, но это не так. У нас, молодых девушек, он тоже то стар, то некрасив, то женат, то ростом не вышел, то квартиры не имеет и с мамой живет, то мало зарабатывает, то недостаточно любит и прочие отговорки. Внутри, в сути конфликта все тоже – отношения между мужчиной и женщиной, тайна бытия, которую мы через них постигаем, то есть то, что и считается самым на свете важным. И эту ценность мы и сейчас, как и пару веков назад, всегда легко приносили в жертву внешним обстоятельствам, далеким от гармонии и красоты, забывая, что почти всегда настоящее чувство возникает не благодаря чему-то или кому-то, а вопреки. Вопреки, в частности, собственному характеру, воспитанию, кругу общения и роду деятельности, представлениям, «галочкам», привычкам и иногда, казалось бы, здравому смыслу.



Сначала мы еще думаем, что все обойдется, что, быть может, самой собой все получится так, как мы хотим, то есть все будет хорошо: он обязательно женится, станет любящим мужем, прекрасным отцом, в жизни не посмотрит на другую юбку… А потом сами выходим замуж за другого, рожаем ребенка, думаем, что, вероятно, теперь-то, наконец, почти счастливы. Вот и Лестер увлек Дженни, находившеюся в крайне бедственном состоянии наперекор всему свету, а потом не остался с нею. И ведь не потому, что не любил. Как раз наоборот! Просто в данный момент привычки оказались сильнее. И тут на лицо две серьезные мужские ошибки во все времена: не женился и не отпустил, когда сама просила.

А она, прожив с ним столько лет, совсем не знала его. Женой стала та, другая, с кем он разговаривал о политической и общественной жизни, словом, относился как к разумному человеку, а она долго и упорно надеялась, что он сделает ей предложение. И он сделал. Правда, не по пюбви. И сначала пришлось пройти через другой брак. То есть та, другая женщина, как и наша Дженни, пожертвовшая всем ради счастья других (Дженни не могла иначе, жертвенность - оплот ее личности), оказалась несчастлива. Все нечастные: Дженни, Лестер, родители, друзья, знакомые… И это тоже главное в их характере - быть недовольными, в какую бы сторону обстоятельства жизни ни менялись, ведь ни до, ни после часа X, расставания и брака с другой, героям так и не удалось в корне изменить ни свое отношение, ни жизнь.

И что делать?

Ладно, хватит тут изображать из себя аля драйзероведа и специалиста по страданиям, пора задуматься о секрете подобного рода историй. Не только историй о так и несостоявшейся счастливой мировой любви, которая раз в тысячу лет, но историй о том, что окружающие люди вместо того, чтобы помочь, частенько толкают в пропасть. Другими словами, историй о сути человеческий душ. Вот чем завлекает в свою паутину Драйзер. Гениальными описаниями! И тем, что может создать драму даже там, где ее еще и в помине нет. 

Читаешь об отце Дженни, например, старом Герхарде, который все время недоволен тем, как извозчик чистит лошадей или газетчик доставляет газеты и понимаешь, что вот из чего и состоит жизнь стольких твоих знакомых – мелкие заботы. Или внимательно смотришь на постаревшего Лестера и его жену, так ему во всем подходящую, а потом видишь, что чего-то не достает в этом безоблачном счастье, как у большинства современных и вроде нормальных семей. А не знакомо ли вам ощущение, часто испытываемое матерью Дженни, что вот с ней беда, а муж в эту минуту чинит дверной замок? Вроде и делом занимается, и близок, но не так, как надо и не так, как хотелось бы?




И как жить? Не имеет значения. Мы все равно никогда ничего до конца не поймем. И даже вдруг знай мы «правду», все равно будем жить так, как живем. По большей части надеждами на лучшее будущее, всерьез веря, что все изменится в ту самую заветную сторону, забывая, что залог успеха совсем в другом, - абстрагироваться от своих надежд и мечтаний, жить здесь и здесь, превратить свою жизнь в сногшибательную историю материализованных чудес или страданий (по выбору), о которых захочет написать какой-нибудь современный Драйзер. Красиво любить, например. И также красиво оставлять свою любовь ради других житейских радостей.

История Дженни Герхард, кстати говоря, была написана по биографическим событиям старшей сестры самого Драйзера.

Авторы: Надежда Замалиева

Теги: теодор драйзер дженни герхард , драйзер дженни герхард отзывы , теодор драйзер дженни герхард рецензия ,

Вера 23.08.2014 12:08

совет
Это один из самых слабых романов Драйзера, с трудом читается. И уже не актуален. "Сестра Керри" сильнее в разы, читайте ее)

Алия 26.08.2014 19:50

Вера
Неправда. "Сестра Керри" и "Дженни Герхард" очень разные романы и о разном. Дженни удается сохранить "чистоту", а Керри нет. Разные обстоятельства. личности и трагедии. И этот роман нисколько не хуже. в какой-то милой доброте даже лучше

Юлия Ник 25.09.2014 15:12


В чем-то согласна с Верой: "Сестра Кэрри" и "Дженни Герхард" - 2 разные истории о героинях с разной судьбой. И счастье они, разумеется, понимают по-разному, и постичь его стараются совершенно разными способами. Что касается "силы" воздействия той или иной книги, то здесь дело вкуса. На мой (и не только мой

Добавить комментарий

top